Официально «Русский Регистр» был основан 31 декабря 1913 г., когда Министр торговли и промышленности России С. Тимашев по согласованию с Министром путей сообщения утвердил Устав общества. Однако созданию «Русского Регистра» предшествовала долгая и кропотливая работа. Крупнейшей вехой в деле развития отечественного судоходства и судостроения и связанного с этим технического наблюдения за флотом явилась эпоха Петра Ι. petr1 К периоду царствования Петра Ι относится издание первых государственных актов по наблюдению за техническим состоянием судов. Петром Ι были установлены стандартные типы и размерения не только морских, но и речных судов, включая рыбацкие лодки.  Правительственный технический надзор за судами к концу ХIХ века не был связан с классификацией судов и поэтому не удовлетворял условиям страхования судов и грузов. Страховые общества, работавшие на фрахтовом рынке, несли большие убытки при страховании грузов, перевозимых в судах. Назрела необходимость перехода от примитивной страховой классификации по типу и возрасту судов к технически обоснованной классификации судов по конструктивным достоинствам, прочности, технической исправности и соответствия району плавания. В 1896 году Страховыми обществами были организованы Рыбинский комитет инспекторов Страховых обществ и Рыбинское техническое бюро, подчинённые Постоянной Комиссии Страховых обществ. Постоянная Комиссия ведала вопросами страхования и имела целью производить осмотры судов для определения их благонадёжности для перевозки застрахованного груза по Мариинскому водному пути, одному из главных путей России тех лет.

15

В мае 1899 года впервые были изданы «Правила для классификации плавающих по Мариинской системе судов и для определения их грузоподъемности». В результате осмотров судов, бракования негодных и поощрения лучших путём назначения им высших классов, Технические бюро способствовали значительному совершенствованию типов речных судов. Успешная деятельность Технических бюро‚ обширность и сложность их работы‚ которая увеличивалась из года в год‚ привели руководителей бюро к убеждению‚ что классификацией должно заниматься отдельное от страхового дела учреждение‚ аналог иностранных классификационных обществ (Английского Ллойда и Бюро Веритас). Всё это создало предпосылки для создания в России самостоятельного классификационного общества под названием «Общество для классификации морских‚ речных и озерных судов „Русский Регистр“».


Вековой путь Российского Классификационного Общества тесно связан с историческими событиями, свершившимися в нашей Стране. В связи с этим «Общество …» неоднократно переименовывалось: Русский Регистр (1913-1923 гг.), Российский Регистр (1923-1924 гг.), Регистр СССР (1924-1939 гг.), Речной Регистр СССР (1939-1953 гг.), Регистр СССР (1953-1957 гг.), Речной Регистр РСФСР (1957-1992 гг.), Российский Речной Регистр (с 1992 по июль 2022 гг.), Российское Классификационное Общество (с июля 2022 г.).

emblema rrr old

1913-1923 года. В начальный период деятельности Русского Регистра был опубликован ряд нормативных документов, подготовлен и выпущен судовой список «Регистра судов». К февралю 1915 г. обществом было издано более 7 нормативных документов, включающих целый ряд Правил, Технических условий, Атласов чертежей, Судовой список и др. Данная нормативная база во многом способствовала восстановлению водного транспорта после окончания гражданской войны.

1924-1939 года. В 1927 г. на реках работало 2775 самоходных судов общей мощностью 401 тыс. л.с. и 11236 несамоходных судов общей грузоподъёмностью 4115 тыс. т. Техническое состояние флота было весьма неудовлетворительным. В этот период Регистр СССР начинает выпуск новых Правил. В 1926 г. разработаны «Нормы и правила для железобетонного судостроения» — первые в мире нормы прочности в гражданском судостроению. В 1928 г. изданы «Правила снабжения спасательными средствами судов, плавающих по внутренним водным путям СССР», «Правила устройства, испытания и эксплуатации подъемных механизмов на судах, снарядах и других плавучих сооружениях». В 1929 г. изданы «Правила постройки и классификации речных железных сухогрузных барж», в 1931 г. изданы «Временные правила постройки корпусов железобетонных речных и озерных судов». В 1935 г. издаются «Правила постройки речных стальных несамоходных судов», а в 1936—1937 гг. опубликованы «Правила применения электросварки в речном судостроении и судоремонте» и прогрессивные по тому времени «Правила ремонта корпусов речных судов железобетоном».
1939-1953 года. Продолжалось интенсивное строительство речного флота.

img014

К 1941 г. количество самоходных судов увеличилось в 2,2 раза, а несамоходных в 2,7 раза по сравнению с довоенным флотом. Наша страна стала великой речной державой, возникла необходимость разработки новых Правил. В 1941 г. изданы «Правила Речного Регистра СССР по применению сварки при постройке и ремонте корпусов судов, паровых котлов и механизмов», остававшиеся на протяжении многих лет наиболее передовыми среди правил всех классификационных обществ мира. Учитывая условия военного времени, Речной Регистр в 1941 г. издал специальную инструкцию по изменению и дополнению своих действующих Правил. Этот нормативный документ в значительной степени способствовал сохранению флота, выполняющего оборонные перевозки. В послевоенные годы, когда началось интенсивное строительство судов речного и морского флота, Речной Регистр всемерно содействовал успешному развитию речного судостроения путём выбора наиболее рациональных конструкций и технических процессов серийно-поточного метода судостроения.


1953-1957 года. В связи с временным объединением Министерства Морского и Речного флота, два российских Регистра были объединены и функционировали вместе с 1953 по 1957 гг., после чего в 1957 г. были образованы Речной Регистр РСФСР и Регистр СССР. В этот период значительные работы были выполнены Речным Регистром СССР при подготовке флота для эксплуатации на будущих водохранилищах Волги, Дона, Днепра и других рек, поскольку именно на Регистр легла ответственная задача — определить на ближайшие годы основные вехи технической политики Минречфлота и других организаций в вопросе использования действующего флота.

051a

Для этой цели Речным Регистром СССР была выпущена «Инструкция для оценки прочности стальных судов, предназначенных к плаванию по водохранилищам», а также составлен перечень требований, которым должны удовлетворять суда действующего флота, выпускаемые в водохранилища. В этот же период Речным Регистром выпущены «Требования по подкреплению, дооборудованию и снабжению речных судов, подлежащих приспособлению для плавания в новых путевых условиях». Испытания подкреплённых и переоборудованных судов и весь опыт их дальнейшей эксплуатации полностью подтвердили правильность положений, заложенных в названные Требования.


1957-1992 года. Пятидесятые — восьмидесятые годы нередко называют золотым веком советского судостроения. Темпы строительства флота в эти годы были таковы, что только бывшее Министерство речного флота РСФСР принимало от нового судостроения порядка 1000 судов в год.

valerian

В некоторые годы Речной Регистр принимал на учёт до 3000 построенных судов. Это был принципиально новый флот, создаваемый для решения транспортных задач в условиях небывалого роста научно-технического прогресса и темпов послевоенного восстановления народного хозяйства страны. Для создания новых типов судов, значительно отличающихся по конструкции от ранее строившихся, от Регистра потребовалась разработка новых «Правил постройки …». Правила Речного Регистра РСФСР издания 1953—1976 годов способствовали созданию такого флота, какого не было ни в одной стране мира — он обеспечивал перевозки грузов до 600 млн. тонн в год. Особую роль в составе этого флота играли суда смешанного (река-море) плавания, обеспечивающие экономичную и высокоэффективную доставку груза «от двери» «до двери» без перевалки в устьевых портах. В 1972 г. вышли в свет «Временные требования к судам смешанного плавания», которые в дальнейшем переросли в Правила классификации и постройки судов смешанного плавания. Эти первые в мире требования классификационного общества к судам смешанного плавания позволили значительно повысить безопасность судов.


1992-настоящее время. Начатая в 90-х годах перестройка коснулась многих сторон жизни страны: политической, экономической, управленческой и других. Объем судостроения резко сократился. В первые годы перестройки на фоне остановившихся заводов, пришедших в упадок НИИ, значительно сокративших свои штаты проектно-конструкторских бюро, Российское Классификационное Общество испытывал значительные трудности. В этих условиях на первое место по значимости ставится нормативная работа, совершенствование Правил и участие специалистов Регистра в работе международных организаций. В это же время совместно с Государственной службой речного флота проводится планомерная и целенаправленная работа по смягчению негативных факторов, действующих на флот, обеспечивая сохранение стандарта безопасности судов. С 1 января 2003 г. Речным Регистром было введено в действие Руководство по «Обновлению судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания» (Р.002 — 2002). Предложенное Речным Регистром в середине 2003 г. Руководство по «Строительству судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания с ограниченным использованием элементов эксплуатировавшихся судов» (Р.003-2003), способствовало оживлению создания нового флота. Реализация. Первыми примерами строительства судов с использованием элементов эксплуатирующегося флота были танкеры типа «Волга-Флот», созданные на базе сухогрузов типа «Волжский», а также нефтеналивные несамоходные суда, построенные на базе сухогрузных барж проекта Р156. Следующим шагом в проектировании и строительстве судов стали проекты типа «Челси», «SMAT», проекты на базе судов-доноров типа «Волгонефть», «Ленанефть», проектов 428.1, 1743, Р32 и многих других. В настоящее время, в условиях подъёма судостроения, данные суда занимают достойное место в ряду вновь построенных судов нового поколения.

Количество судов, подвергавшихся обновлению в соответствии с Р.002-2002 под наблюдением РРР с 2002 г. по 2013 г. составляет 439 единицы.
Количество судов, подвергавшихся постройке в соответствии с Р.003-2003 под наблюдением РРР с 2003 г. по 2012 г. составляет 89 единицы.
После вступления в силу Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта 23 февраля 2012 г. было принято решение о приостановлении согласования проектов строительства судов с использованием элементов эксплуатировавшихся судов, что вполне согласуется с концепцией Р.003-2003 о краткосрочности его действия.
В настоящее время использование элементов эксплуатировавшихся судов возможно в формате обновления, в соответствии с требованиями руководства Р.041-2014 «Обновление судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов».
К числу наиболее интересных и важных проектов постройки новых судов за последние годы следует отнести нижеследующие.


Сухогрузный теплоход смешанного (река-море) плавания проекта RSD 44. RSD44
Была построена группа из 10 судов, которые в настоящее время успешно эксплуатируются Волжским пароходством на смешанных (река-море) маршрутах. Отличительная особенность – носовое расположение надстройки и рубки и малый надводный габарит – позволяющий беспрепятственно проходить под невскими мостами Санкт-Петербурга и железнодорожным мостом Ростова-на-Дону.




Нефтеналивной танкер проекта RST25. Было построено 7 единиц.
RST25 Отличительная особенность – конструктивный набор и обслуживающие системы в районе грузовой зоны размещены снаружи пространства грузовых танков. Это улучшает грузообработку и грузозачистку.



 

 


Пассажирский колесный теплоход проекта ПКС40 типа «Сура.
PKS 40

В настоящее время построено и успешно эксплуатируются 3 судна указанного проекта. Отличительными особенностями проекта ПКС40 является объединение в едином гребном колесном устройстве функций и движителя и рулевого устройства, высокая топливная экономичность по сравнению с судном такого же водоизмещения с гребными винтами, маленькая осадка (0,8-0,9 м).

 


Барже-буксирный состав проекта 81-82.
buksir 81

Это первый состав в отечественном судостроении, оснащенный шарнирными сцепными устройствами с многоступенчатым зубчатым сцеплением принципиально нового в российской практике типа. Указанные сцепные устройства позволяют эксплуатировать суда в прибрежных морских районах, с высотой волны до 3 метров.

 


Комбинированное судно RST54.
RST 54 Имеет возможность раздельной перевозки нефтепродуктов в грузовых танках и навалочных и генеральных грузов на грузовой площадке. Было построено 7 единиц. Отличительная особенность – сверхполные обводы и коэффициенты полноты, которые позволили получить максимально возможный коэффициент использования грузоподъемности при заданных лимитных размерениях, обусловленных в свою очередь проходными габаритами шлюзов.


К числу важных исторических вех следует отнести внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 367-ФЗ) и наделение Речного Регистра полномочиями на утверждение и издание Правил классификационного общества.

С учетом вышеуказанного 19.07.2016 г. вступили в силу вновь подготовленные и утвержденные Правила классификации и постройки судов (ПКПС), Правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов (ПТНП), Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ).
В указанных Правилах Российского Классификационного Общества учтены результаты нормативных работ, выполненных на протяжении последних лет, внесены отдельные положения по приведению Правил в соответствие с Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, проведена гармонизация с положениями международных и национальных стандартов.
При разработке новой редакции Правил РРР были реализованы предложения по улучшению их структуры. Выполнено объединение соответствующих разделов требований к судам внутреннего плавания и к судам смешанного (река-море) плавания.
Были разработаны новые части Правил:
- 0 – Классификация;
- IX – Требования к судам, перевозящим опасные грузы;
- XI – Дополнительные требования к судам, эксплуатация которых предполагается на Европейских внутренних водных путях;
-XIII –Требования по оборудованию пассажирских судов, для перевозки лиц с ограниченной способностью к передвижению.


В целях совершенствования нормативной базы Речной Регистр разработал и утвердил в декабре 2015 года нормативный документ Р.042 «Освидетельствование плавучих буровых установок».
Для совершенствования деятельности в области классификации и освидетельствования маломерных судов Речной Регистр разработал и утвердил в октябре 2016 года нормативный документ Р.044 по классификации и освидетельствованию маломерных судов.
В декабре 2016 года Речным Регистром была утверждена часть XIV Правил классификации и постройки судов – Требования к судам прибрежного плавания. При разработке части XIV выполнен анализ сведений о судах, эксплуатирующихся в прибрежных морских районах, условия эксплуатации которых аналогичны классу R3 РМРС.


Речной Регистр в соответствии с изменениями законодательства (пункт 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта) Российской Федерации в отношении классификации и освидетельствования плавучих объектов разработал и утвердил в марте 2017 года Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов. За основу Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов приняты положения Правил РРР-2015 в части требований к стоечным судам, нормативный документ Р.011-2004 «Классификация и постройка наплавных мостов» и нормативный документ Р.022-2007 «Проектирование плавучих доков и кессон-доков».


В настоящее время РКО ведет техническое наблюдение за строительством уникального пассажирского судна смешанного плавания (река-море) проекта PV300VD.PV300VD Указанный проект уникален в первую очередь тем, что это первое в советской и постсоветской российской истории пассажирское круизное судно смешанного (река-море) плавания.


Приказом № 5-п от 04.02.2022 г. была введена в действие Комплексная программа развития на 2022-2026 годы. Помимо оптимизации оказания услуг по основным видам классификационной деятельности, она предполагает расширение спектра и объемов услуг по прочим видам деятельности, и занятие лидирующих позиций по дополнительным услугам в области проектно-конструкторских работ, дефектации корпусных конструкций и судовых технических средств, сюрвейерских услуг, добровольной сертификации продукции общепромышленного и бытового назначения и т.п.